Рисование русского пейзажа

Материалы

Бумага

К бумаге я предъявляю три основных требования.

Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым образом.

Во-вторых, бумага должна быть проклеенной. Это значит, что вода будет впитываться сравнительно медленно. Кроме того, быстрое и сильное впитывание воды приводит к излишнему высветлению положенной на бумагу краски. Акварельная бумага, продаваемая в пачках по несколько листов формата А3, страдает обычно и желтизной, и плохой проклеенностью.

В-третьих, бумага должна быть достаточно толстой. Рисование акварелью на писчей бумаге имеет право на жизнь, так же как и живопись на тонированной бумаге или сильно пористом картоне. Однако использование тонкой или тонированной бумаги я бы отнес к живописным приемам, а не к материалам, ввиду специфического ее поведения.

Фактура бумаги не имеет большого значения. Я предпочитаю гладкий ватман специальной акварельной бумаге. Наиболее часто я использую формат А4, а чертежная бумага подходит для таких работ больше, чем акварельная с крупным рисунком фактуры. Приемы работы, оправданные для формата А4, можно использовать при размере бумаги до 24*36 см, а вот для формата А3 уже стоит задействовать классические техники акварельной живописи, описанные в учебниках.

Для иллюстрации я привожу здесь увеличенные фрагменты акварелей на специальной бумаге и на обычном ватмане для чертежных работ тушью. Первая иллюстрация - акварельная бумага.

Акварельная бумага.

Вторая иллюстрация - бумага для черчения. Заметно, что края цветных пятен намного менее грубы. Такая бумага больше подходит для небольших работ.

Ватман.

Много лет назад мне встретилась в продаже бумага странного формата 38*40 см. Чтобы быстро закончить рисунок такого размера, и чтобы при этом он не выглядел бедно, необходимо известное умение. Пример такого пейзажа московского парка можно видеть на иллюстрации.

Москва. Парк МВО.

Кисти

Знаменитые художники:

Алексей Гаврилович Венецианов
Один из первых русских художников-лириков. Описание творчества. Галерея работ художника с комментариями.

Виктор Михайлович Васнецов
Автобиография, воспоминания современников, статьи и публикации в прессе. Переписка художника. Альбом произведений.

Валентин Серов - о художнике
Биография и описание творчества художника. Галерея картин.

Врубель. Мрачный гений
Биография, галерея работ, статьи, воспоминания.

Пейзажист Иван Шишкин
Биография, галерея работ русского пейзажиста, лесного богатыря.

Диего Родригес Веласкес - о художнике
Хронология жизни великого испанского. Галерея работ с комментариями. О музее Прадо.

Удобно иметь несколько штук разных кистей. Большая плоская кисть - чтобы покрывать бумагу водой, одновременно смывая пыль. Плоская кисть нужна достаточно мягкая - белка или коза.

Большая круглая кисть, основной инструмент живописи акварелью, из белки или колонка. Ею можно наносить большие объемы краски, или рисовать кончиком кисти. Кисть из жирафа более жесткая и длинная, такой кистью удобно добавлять краску в не просохшие места. Для проработки деталей можно использовать маленькие круглые кисти из белки или колонка. Сравнительно жесткие соболиные кисти использовать не стоит.

Краски

Основное требование к краскам - однородность красящего пигмента. Если краска остается на бумаге в виде большого количества песчинок, то лучше ею не пользоваться.

Я использую обычно сухие (точнее, полусухие) краски, продающиеся в ванночках. Краски в алюминиевых тубах я обычно выдавливаю на палитру, они быстро засыхают и используются так же, как и краски в ванночках.

Большое количество красок иметь не нужно, это просто неудобно, так как вам придется помнить, какие их сочетания живописны, а какие дают грязные оттенки. Достаточно иметь 6...12 наиболее употребимых красок. Список их можно найти в любой книжке по живописи. Это, например, голубая ФЦ, кадмий желтый, красный и оранжевый, охры, умбра, изумрудно-зеленая, нейтральная черная. Вместо того, чтобы всегда рисовать тремя основными цветами, можно подобрать и использовать при случае несколько приятных глазу сочетаний зеленых и коричневых тонов, синих и оранжевых и так далее.

Вспомогательные приспособления

Для рисования линий можно использовать обычное металлическое перо, набирая в него насыщенный раствор акварельной краски небольшой кистью.

Бумагу можно крепить кнопками к доске чуть большего размера, а можно взять офисный пластмассовый планшет с зажимом и пару прищепок (или зажимов для бумаг). Я не использую мольберт, так как постоянно меняю наклон планшета в зависимости от рисунка, который хочу получить. Доску или планшет я просто держу в левой руке.

Посмотреть мои рисунки пером и тушью, а также пейзажные фотографии можно на сайте watercolor.narod.ru.

Степан Бородулин

Июнь 2006, Москва

Читать еще:

Вернуться на главную страницу

Написано для журнала "Мост над Бесконечностью" * Версия для печати


Rambler's Top100