Рисование русского пейзажа

Последовательность работы

На начальном этапе надо изобразить контуры изображаемых предметов. Степень проработки деталей определяется только вашим терпением, однако затем, записывая мелкие детали акварелью, вы рискуете потерять целостное ощущение от вашей работы.

Сайты об искусстве:

Слово о полку Игореве - поэма безымянного поэта
Варианты текстов знаменитой поэмы, биографии переводчиков.

Алексей Кондратьевич Саврасов
Биография и описание творческого пути художника. Галерея картин.

Исаак Ильич Левитан, ученик Саврасова
Биография и описание творчества выдающегося пейзажиста. Галерея картин.

Жорж Сёра - о художнике-импрессионисте
Биография и описание творчества французского художника, основателя стиля пуантилизм. Галерея картин.

Казимир Малевич, русский абстракционист
Биография, обзор творчества, галерея работ.

Поль Сезанн, знаменитый французский художник
Биография и картины Поля Сезанна, импрессиониста, реформатора европейской живописи 19-века.

Я практически никогда не изображаю карандашом тени, и тем более облака.

Карандаш можно использовать любого цвета (например, синий или голубой, если пейзаж задуман в синих тонах - такой карандаш будет менее заметен). Слишком твердый карандаш может испортить поверхность бумаги. Ни в коем случае нельзя вытирать неверно проведенные линии, это только сделает их более заметными. Вообще, карандашные линии могут добавить выразительности пейзажу, как, например, в случае с этой акварелью.

Пыль от карандаша в дальнейшем смывается водой с помощью большой плоской кисти, иначе называемой флейц. Если предполагается живопись по сухой бумаге, то этап промывки бумаги водой все равно необходим, так как он помогает удалить пыль и излишки клея из верхнего слоя бумаги.

Следующий этап - рисование неба и воды (если она присутствует в пейзаже). Большинство моих работ имеет сходное решение в том плане, что небо на горизонте светлее, чем предметы на заднем плане. В противном случае необходимо вначале нанести основной тон на задний план, и после высыхания обозначить границу заднего плана и сразу нарисовать верхнюю часть пейзажа. Контраст неба и облаков может быть прямым или обратным, рисуются они одновременно, так как граница между ними обычно размыта.

Затем изображаются крупными цветовыми пятнами средние планы, при этом оставляются промежутки для светлых предметов переднего плана - дорога, стволы деревьев, дома и камни.

На последнем этапе отделываются детали, рисуются светлые предметы, выделяющиеся на фоне среднего плана.

Иногда я ввожу еще один промежуточный этап, на котором покрываю большую часть или все изображение сильно разведенной акварелью желтого (или синего) отенка, это позволяет придать атмосфере рисунка особенное настроение и сделать детали богаче. Такому приему посвящен урок акварели на моем сайте.

Хитроумные приемы вроде рисования разведенным резиновым клеем (или похожими на него жидкостями), чтобы иметь возможность оставить белые участки бумаги и отделать их на завершающем этапе, я не использую. Возможно, причиной явилось то, что такие материалы сложнее найти, чем просто приличный набор акварели отечественного производства.

Классический способ вставить акварель в раму - это взять раму такого размера, чтобы остались поля в 5...15 сантиметров. В зависимости от цветотонового решения акварели паспарту может быть белого или серого цвета, другие оттенки я не рекомендую. Рейка для рамки должна быть тонкой, до 2 см шириной, некрашеной, белой или темной - опять-таки в зависимости от цветов рисунка. Руководствуйтесь своим собственным вкусом. Сейчас несложно купить готовые рамки с оргстеклом вместо оконного стекла, такие рамки намного легче и безопаснее.

Посмотреть мои рисунки карандашом, а также крымские пейзажные фотографии можно на сайте watercolor.narod.ru.

Степан Бородулин

Июнь 2006, Москва

Читать еще:

Вернуться на главную страницу

Мои акварели и фотографии можно посмотреть в тематическом каталоге живописи

Библиотека хайку - японские трехстишия


Rambler's Top100 Библиотека статей - только лучшее