Рисование русского пейзажа

Немного о смешанных техниках

Обычная тушь, как черная, так и цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности и традиционно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и абстрактных акварельных пятен, сливающихся и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает рисунку свежесть и выглядит оригинально. В качестве примера приведу нарисованный по памяти московский пейзаж.

Москва. Летний вечер.

Водостойкая черная тушь лучше обычной, так как линии гарантированно не размываются при рисовании акварелью поверх. Однако некоторые сорта водостойкой туши могут вести себя неожиданно - например, сделать пару миллиметров бумаги рядом с пятном туши неспособными впитывать воду. Черные и цветные чернила могут быть использованы вместо туши или акварели, но они очень сильно и быстро растекаются на мокрой бумаге.

Работа над следующим рисунком велась в порядке, обратном вышеописанному. Лес нарисован схематичными пятнами акварели. Затем места, имеющие различающиеся оттенки, отделены друг от друга линиями черной туши. При этом черные линии также носят изобразительный характер, ограничивая края облаков, снега и деревьев. Таким способом можно радикально улучшить не очень выразительную акварель.

Лес.

Менее традиционный инструмент, чем тушь - обыкновенные дешевые фломастеры. Особенностью их является довольно быстрое высыхание чернил на бумаге, однако если бумага достаточно гладкая и проклеенная, то за несколько секунд можно размыть фломастер водой и получить живописные эффекты. При выполнении следующего рисунка практически высохший черный фломастер использован для линейного рисунка, а синий фломастер, хорошо поддавшийся размывке водой - для изображения заднего плана. Акварельные мазки направлены под углом к горизонту, это усиливает впечатление дождя.

Дождь.

На последней иллюстрации коричневый фломастер использован при очень обобщенном изображении городского пейзажа с деревенскими избами на окраине. Наличие самоценного линейного рисунка позволяет сосредоточиться на цветовых контрастах при последующем рисовании акварелью.

Старое и новое в городском пейзаже.

Подводя итог описанию смешанных техник, надо сказать о том, что следует помнить при выборе изобразительных средств. Поскольку основным материалом является акварель, необходимо учесть этапы работы с водой, а также изменение фактуры бумаги после нанесения нескольких слоев акварели. По ней становится практически невозможно рисовать фломастерами, тушь впитывается, а чернила растекаются не так, как на чистой бумаге. Такие средства, как цветные карандаши, желательно использовать до акварели - они помогают усилить цвет, а лишняя пыль от карандаша смывается водой.

Заключение

Как видите, ничего особенно сложного в рисовании акварелью нет. Я буду рад, если эта статья поможет любителям живописи развить свои навыки в изображении нашей переменчивой природы.

Посмотреть мои картины в смешанной технике и почитать о методах склейки фотографий можно на сайте watercolor.narod.ru.

Степан Бородулин

Июнь 2006, Москва

В начало

Написано для журнала "Мост над Бесконечностью" * Версия для печати


Rambler's Top100