Рисование русского пейзажа

От автора

Я - самодеятельный художник. Рисую по настроению. Примерно уже пятнадцать лет (нарисованные в школе чайники, троллейбусы и стенгазеты не в счет).

Акварель выбрал поначалу из-за ее доступности. Впоследствии выработал или подсмотрел некий набор приемов работы. Классическая школа акварели, в том числе русская, меня привлекает мало, а вот русский пейзаж как таковой я люблю не меньше, чем пейзажи Крымского полуострова. Мне нравится также лаконичность дальневосточной живописи и западное отношение к декоративности изобразительного материала (возможно, в ущерб реалистичности изображения). Мои работы носят в большой степени абстрактный характер, но основой для них являются реальные пейзажи, окружающие нас.

Я помню около пятисот своих работ, однако сохранил фотографии или отсканированные цифровые копии с примерно трехсот пятидесяти. Несколько десятков акварелей распродал в 1997 году, еще больше раздарил так.

В очередной раз о смысле живописи

В 1994 году я нарисовал серию пейзажей, в том числе и показанную здесь "Подмосковную дорогу".

Подмосковная дорога. 1994.

В 1999 году, то есть через пять лет, я нарисовал серию, практически полностью повторяющую работы 1994 года в плане изображаемого ландшафта. "Подмосковную дорогу" 1999 года вы также можете видеть здесь. Они похожи, и в то же время очень разные.

Подмосковная дорога. 1999.

Мне больше нравится - первая. Нравится за точность передачи не пейзажа, а моего собственного настроения. С моей точки зрения, смысл живописи состоит в том, чтобы зафиксировать и передать не красивый вид, встретившийся глазу, а свое понимание его. Для этого и служат средства и методы живописи, в том числе приемы рисования акварелью.

Материалы

Бумага

К бумаге я предъявляю три основных требования.

Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым образом.

Во-вторых, бумага должна быть проклеенной. Это значит, что вода будет впитываться сравнительно медленно. Кроме того, быстрое и сильное впитывание воды приводит к излишнему высветлению положенной на бумагу краски. Акварельная бумага, продаваемая в пачках по несколько листов формата А3, страдает обычно и желтизной, и плохой проклеенностью.

В-третьих, бумага должна быть достаточно толстой. Рисование акварелью на писчей бумаге имеет право на жизнь, так же как и живопись на тонированной бумаге или сильно пористом картоне. Однако использование тонкой или тонированной бумаги я бы отнес к живописным приемам, а не к материалам, ввиду специфического ее поведения.

Фактура бумаги не имеет большого значения. Я предпочитаю гладкий ватман специальной акварельной бумаге. Наиболее часто я использую формат А4, а чертежная бумага подходит для таких работ больше, чем акварельная с крупным рисунком фактуры. Приемы работы, оправданные для формата А4, можно использовать при размере бумаги до 24*36 см, а вот для формата А3 уже стоит задействовать классические техники акварельной живописи, описанные в учебниках.

Для иллюстрации я привожу здесь увеличенные фрагменты акварелей на специальной бумаге и на обычном ватмане для чертежных работ тушью. Первая иллюстрация - акварельная бумага.

Акварельная бумага.

Вторая иллюстрация - бумага для черчения. Заметно, что края цветных пятен намного менее грубы. Такая бумага больше подходит для небольших работ.

Ватман.

Много лет назад мне встретилась в продаже бумага странного формата 38*40 см. Чтобы быстро закончить рисунок такого размера, и чтобы при этом он не выглядел бедно, необходимо известное умение. Пример такого пейзажа московского парка можно видеть на иллюстрации.

Москва. Парк МВО.

Кисти

Удобно иметь несколько штук разных кистей. Большая плоская кисть - чтобы покрывать бумагу водой, одновременно смывая пыль. Плоская кисть нужна достаточно мягкая - белка или коза.

Большая круглая кисть, основной инструмент живописи акварелью, из белки или колонка. Ею можно наносить большие объемы краски, или рисовать кончиком кисти. Кисть из жирафа более жесткая и длинная, такой кистью удобно добавлять краску в не просохшие места. Для проработки деталей можно использовать маленькие круглые кисти из белки или колонка. Сравнительно жесткие соболиные кисти использовать не стоит.

Краски

Основное требование к краскам - однородность красящего пигмента. Если краска остается на бумаге в виде большого количества песчинок, то лучше ею не пользоваться.

Я использую обычно сухие (точнее, полусухие) краски, продающиеся в ванночках. Краски в алюминиевых тубах я обычно выдавливаю на палитру, они быстро засыхают и используются так же, как и краски в ванночках.

Большое количество красок иметь не нужно, это просто неудобно, так как вам придется помнить, какие их сочетания живописны, а какие дают грязные оттенки. Достаточно иметь 6...12 наиболее употребимых красок. Список их можно найти в любой книжке по живописи. Это, например, голубая ФЦ, кадмий желтый, красный и оранжевый, охры, умбра, изумрудно-зеленая, нейтральная черная. Вместо того, чтобы всегда рисовать тремя основными цветами, можно подобрать и использовать при случае несколько приятных глазу сочетаний зеленых и коричневых тонов, синих и оранжевых и так далее.

Вспомогательные приспособления

Для рисования линий можно использовать обычное металлическое перо, набирая в него насыщенный раствор акварельной краски небольшой кистью.

Бумагу можно крепить кнопками к доске чуть большего размера, а можно взять офисный пластмассовый планшет с зажимом и пару прищепок (или зажимов для бумаг). Я не использую мольберт, так как постоянно меняю наклон планшета в зависимости от рисунка, который хочу получить. Доску или планшет я просто держу в левой руке.

Последовательность работы

На начальном этапе надо изобразить контуры изображаемых предметов. Степень проработки деталей определяется только вашим терпением, однако затем, записывая мелкие детали акварелью, вы рискуете потерять целостное ощущение от вашей работы.

Я практически никогда не изображаю карандашом тени, и тем более облака.

Карандаш можно использовать любого цвета (например, синий или голубой, если пейзаж задуман в синих тонах - такой карандаш будет менее заметен). Слишком твердый карандаш может испортить поверхность бумаги. Ни в коем случае нельзя вытирать неверно проведенные линии, это только сделает их более заметными. Вообще, карандашные линии могут добавить выразительности пейзажу, как, например, в случае с этой акварелью.

Пыль от карандаша в дальнейшем смывается водой с помощью большой плоской кисти. Если предполагается живопись по сухой бумаге, то этап промывки бумаги водой все равно необходим, так как он помогает удалить пыль и излишки клея из верхнего слоя бумаги.

Следующий этап - рисование неба и воды (если она присутствует в пейзаже). Большинство моих работ имеет сходное решение в том плане, что небо на горизонте светлее, чем предметы на заднем плане. В противном случае необходимо вначале нанести основной тон на задний план, и после высыхания обозначить границу заднего плана и сразу нарисовать верхнюю часть пейзажа. Контраст неба и облаков может быть прямым или обратным, рисуются они одновременно, так как граница между ними обычно размыта.

Затем изображаются крупными цветовыми пятнами средние планы, при этом оставляются промежутки для светлых предметов переднего плана - дорога, стволы деревьев, дома и камни.

На последнем этапе отделываются детали, рисуются светлые предметы, выделяющиеся на фоне среднего плана.

Иногда я ввожу еще один промежуточный этап, на котором покрываю большую часть или все изображение сильно разведенной акварелью желтого (или синего) отенка, это позволяет придать атмосфере рисунка особенное настроение и сделать детали богаче. Такому приему посвящен урок акварели на моем сайте.

Хитроумные приемы вроде рисования разведенным резиновым клеем (или похожими на него жидкостями), чтобы иметь возможность оставить белые участки бумаги и отделать их на завершающем этапе, я не использую. Возможно, причиной явилось то, что такие материалы сложнее найти, чем просто приличный набор акварели отечественного производства.

Классический способ вставить акварель в раму - это взять раму такого размера, чтобы остались поля в 5...15 сантиметров. В зависимости от цветотонового решения акварели паспарту может быть белого или серого цвета, другие оттенки я не рекомендую. Рейка для рамки должна быть тонкой, до 2 см шириной, некрашеной, белой или темной - опять-таки в зависимости от цветов рисунка. Руководствуйтесь своим собственным вкусом. Сейчас несложно купить готовые рамки с оргстеклом вместо оконного стекла, такие рамки намного легче и безопаснее.

Почему не нужно рисовать по фотографии

Часто советуют использовать фотоаппарат в качестве "записной книжки" художника. Я не советую это делать по нескольким причинам.

Если у вас нет большого опыта пейзажной фотосъемки, то скорее всего впечатлением от сделанного снимка вы будете сильно разочарованы. Первое желание зафиксировать красивый пейзаж приводит обычно к тому, что фотография будет "плоской", цвет - невыразительным. Художественная фотография имеет свои методы и приемы передачи объема. Поэтому действительно хороший кадр является самостоятельным произведением и мало пригоден к тому, чтобы использовать его как эскиз картины. Намного лучше потратить 10-20 минут и сделать набросок понравившегося пейзажа.

Другими словами, раз уж вы намерены развивать свои навыки рисования, так и используйте их для набросков.

Еще одной причиной является то, что цветная фотография фиксирует лучи, попадающие на светочувствительную матрицу, а не ваше восприятие цветотонового состояния атмосферы. Постарайтесь выделить в уме и запомнить то, что привлекло вас в текущем состоянии природы - вряд ли это сами очертания предметов. Следующая акварель нарисована по памяти, рисунок ее не особенно точен, однако главное, что надо было передать - контраст желтой травы и сине-фиолетовых деревьев на заднем плане, а фотография содержала бы вместо них грязные оттенки светло-коричневого и серо-фиолетового (освещение было слабое, день пасмурный).

Зимний пейзаж.

Особенности русского пейзажа

Как несложно догадаться, два наиболее популярных дерева в русском пейзаже - это береза и сосна. Береза - потому, что имеет очень выразительные цвета, а сосна - потому, что имеет выразительный силуэт веток и ствола. Еще можно выделить дуб и ель, а остальные деревья чаще всего составляют крупную зеленую или разноцветную массу на среднем плане.

Чтобы нарисовать ствол березы, надо оставить в соответствующем месте некрашеную бумагу. Однако может оказаться более правильным оставить уже тонированную светлую бумагу, чтобы стволы деревьев были не белыми, а просто более светлыми, чем остальное изображение. Такой вариант приводится на иллюстрации.

Русская осень.

В отличие от тех сосен, которые изображают японские художники, сосны в России обычно высокие, особенно в лесу. Верхние ветки бывают засохшими. Хвою я изображаю схематично. Главное в рисунке сосны - это характер веток, отходящих в сторону от ствола, а также общие пропорции дерева - соотношение высоты и диаметра кроны, то, на каком уровне начинаются ветки.

Русская зима.

На заднем плане вышеприведенной акварели виден типичный прием изображения лесного массива - одним цветом, с использованием обратного контраста для стволов деревьев.

Водоемы - это обычно река, озеро, болото или пруд со спокойной водой и отражениями неба и берегов в ней. Отражения неба и облаков и сами облака рисуются одновременно, обычно одними и теми же цветами. Передний и задний план могут быть темнее или светлее воды. Деревья на переднем плане на этой акварели нарисованы в последнюю очередь. Наложение их на средний план помогает показать прозрачность крон деревьев.

Река Вятка.

Поскольку большую часть года во многих районах лежит снег, его тоже надо уметь изобразить. Наиболее употребимый цвет для теней - синий, однако вы вполне можете использовать любой другой, в зависимости от изображаемого освещения и от того, что хотите передать с помощью цветовых соотношений. Иллюстрация показывает, как можно с помощью нескольких мазков передать широту заснеженного пространства. В данном случае большое значение имеет размер деревьев, в которых можно угадать отдельно стоящие ели. Размер этой миниатюры по большей стороне около 15 см.

Пустынная равнина.

Немного о смешанных техниках

Обычная тушь, как черная, так и цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности и традиционно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и абстрактных акварельных пятен, сливающихся и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает рисунку свежесть и выглядит оригинально. В качестве примера приведу нарисованный по памяти московский пейзаж.

Москва. Летний вечер.

Водостойкая черная тушь лучше обычной, так как линии гарантированно не размываются при рисовании акварелью поверх. Однако некоторые сорта водостойкой туши могут вести себя неожиданно - например, сделать пару миллиметров бумаги рядом с пятном туши неспособными впитывать воду. Черные и цветные чернила могут быть использованы вместо туши или акварели, но они очень сильно и быстро растекаются на мокрой бумаге.

Работа над следующим рисунком велась в порядке, обратном вышеописанному. Лес нарисован схематичными пятнами акварели. Затем места, имеющие различающиеся оттенки, отделены друг от друга линиями черной туши. При этом черные линии также носят изобразительный характер, ограничивая края облаков, снега и деревьев. Таким способом можно радикально улучшить не очень выразительную акварель.

Лес.

Менее традиционный инструмент, чем тушь - обыкновенные дешевые фломастеры. Особенностью их является довольно быстрое высыхание чернил на бумаге, однако если бумага достаточно гладкая и проклеенная, то за несколько секунд можно размыть фломастер водой и получить живописные эффекты. При выполнении следующего рисунка практически высохший черный фломастер использован для линейного рисунка, а синий фломастер, хорошо поддавшийся размывке водой - для изображения заднего плана. Акварельные мазки направлены под углом к горизонту, это усиливает впечатление дождя.

Дождь.

На последней иллюстрации коричневый фломастер использован при очень обобщенном изображении городского пейзажа с деревенскими избами на окраине. Наличие самоценного линейного рисунка позволяет сосредоточиться на цветовых контрастах при последующем рисовании акварелью.

Старое и новое в городском пейзаже.

Подводя итог описанию смешанных техник, надо сказать о том, что следует помнить при выборе изобразительных средств. Поскольку основным материалом является акварель, необходимо учесть этапы работы с водой, а также изменение фактуры бумаги после нанесения нескольких слоев акварели. По ней становится практически невозможно рисовать фломастерами, тушь впитывается, а чернила растекаются не так, как на чистой бумаге. Такие средства, как цветные карандаши, желательно использовать до акварели - они помогают усилить цвет, а лишняя пыль от карандаша смывается водой.

Заключение

Как видите, ничего особенно сложного в рисовании акварелью нет. Я буду рад, если эта статья поможет любителям живописи развить свои навыки в изображении нашей переменчивой природы.

Посмотреть другие мои акварели и фотографии можно на сайте watercolor.narod.ru.

Степан Бородулин

Июнь 2006, Москва


Написано для журнала "Мост над Бесконечностью"


Rambler's Top100