Техника акварели и рисунка

От автора

Здесь вы прочтете о секретах акварели - непревзойденного средства для описания миров, возникающих на секунды в вашем воображении... Не ищите на этой странице советов, как убить четыре часа на вычерчивание окошек на какой-нибудь высотке или на тему того, как нарисовать лошадь. Мне это никогда не было интересно.

Этот текст - история о преодолении изобразительного косноязычия, о поиске таких техник акварели, которые позволяют за минимальное время, на плохой бумаге... - в общем, экономить грешно только на кистях, - создавать работы, которые через пару лет будут нравиться и вам тоже.

Ну и конечно, кое-какие азбучные истины (которые доходят до вас исключительно после изведения нескольких десятков листов ватмана) я приведу, проиллюстрирую кусочками акварелей и поясню, зачем о них следует помнить.

Заметки о техниках рисования с небольшими иллюстрациями

Начну я с карандаша, естественно. Вы можете не желать ничего знать о светотени, но перспектива в рисунке, по моему мнению, важна. Конечно, после вы можете ее - перспективу - сознательно искажать, но - только после... Мне рисунок был нужен для развития зрительной памяти. А Волошин, к примеру, из натуры брал только рисунок и общий тон, остальное изобреталось (но на основе действительно наблюдавшихся цветовых и тоновых соотношений). Эта полоска вырезана из рисунка дорожки в Мисхорском парке. Линии деревьев, оград, проводов, контуры обрывов и скал на горизонте - все это нужно для создания иллюзии трехмерности, и изучить эти элементы пейзажа можно только рисуя с натуры (никак не с фотографии, потому что фотография уже плоская).

Гуашь. Она интересна как сама по себе, так и в смешанных техниках. Но я не люблю гуашь в акварельном рисунке, потому что тогда не буден соблюден принцип прозрачности всего рисунка. А еще гуаши расходуется много (на смешивание красок), а на бумаге остается мало. Жаль материал... Гуашь куда доступнее, чем масло - сами попробуйте. У меня сохранилось всего две-три старых работы, выполненных гуашью. На этой полоске - кусочек здания, стоящего среди сосен и кипарисов. На закате.

Кроме карандаша, линейный рисунок может быть выполнен, к примеру, тушью. Это - с моей точки зрения - намного красивее, хотя бы потому, что черный цвет туши очень насыщенный. И линии, проведенные пером, несут в себе намного больше экспрессии. Наверное, потому, что в туши много, очень много воды.

При работе черной тушью сложно получить много тонов (с другой стороны, мне особо и не хотелось изучать технику отмывки тушью). Намного интереснее рисовать обыкновенными чернилами "Радуга-2". У черных чернил очень интересный оттенок. Чернила очень быстро растекаются по мокрой бумаге, поэтому вы запросто испортите работу, но может получиться и небольшой шедевр. Кроме чернил, я еще использовал цветную тушь, в основном голубого и синего оттенка. Полоска ниже - южная ночь у моря. Черные чернила на картоне серого цвета, перо и кисть.

Все перечисленные техники достаточно интересны для того, чтобы выбрать одну и изучать возможности материала бесконечное количество времени. Но мне всегда была интересна акварель - из-за цвета.

Классический метод работы акварелью подразумевает несколько этапов работы над рисунком - собственно рисунок, определение собственных цветов предметов, нанесение рефлексов и теней, окончательная моделировка формы. Требуется жуткая усидчивость. Нечто более соответствующее духу современности - "алла прима", но вам будет очень трудно на лету определить необходимое количество красящего пигмента в воде. Получите мешанину цветных пятен, никаких теней и, соответственно, форм. Оба этих метода в чистом виде я не использую. Следующая полоска - листья тополя на фоне сумрачного неба. Это, можно сказать, классическая акварель со множеством лессировок (наслоений краски), требовавшая достаточно долгого времени на исполнение.

Уже упоминавшийся принцип сохранения прозрачности всего рисунка очень важен. Вы должны достигать впечатления большой тоновой глубины рисунка не накладыванием густого слоя краски, а точным определением необходимого количества краски на светлых участках. На следующей иллюстрации темные участки - это предел, большее количество краски просто отслоится от бумаги.

Тонированная бумага предъявляет особенные требования к выбору красок, так как она изменяет их оттенок. Приведенная далее картинка, кроме того, нарисована на обратной стороне картона - а такой материал моментально впитывает всю воду, и рисовать становится еще сложнее.

Великий маринист (этого-то у него не отнимешь) Иван Айвазовский обычно выбирал для картины всего четыре краски. Вы тоже можете попробовать. Я, само собой, не Айвазовский, но хитрость эта весьма дельная - акварель, в которой тени обозначены цветом, заиграет по-особенному.

Не забывайте о самых светлых участках. Они могут быть белыми, но это непрофесионально. Настоящие блики и освещенные места с собтсвенным белым цветмо в акварели должны быть тонированными (в общий тон картины). Это дает более сильное впечатление по сравнению с просто белой бумагой, потому что белая бумага кажется имеющей оттенок дополнительного цвета (розового для в целом зеленой акварели, например), а это нам не нужно.

Посмотрите на фактуру рисунков в смешанной технике. Это необычно и экспрессивно. Вот, например, акварель, тушь и серебряная акварель (на самом деле, алюминиевая пудра и связующее), все наносилось кистью.

А здесь - перо. Но наполненное не чернилами, и не тушью, а густо разведенной акварелью (она растекается именно так, как нужно, и можно выбрать любой цвет). На перо акварель набирается кисточкой.

Настоящая тушь на картонке. Акварель использована только для добавления ярких мазков.

Рисунок фломастерами на чертежной бумаге размыт кистью, не дожидаясь высыхания чернил. Добавлено немного акварели. Чернила фломастеров могут быть особенно яркими.

И еще немного об экспрессивных (выразительных, в смысле) возможностях акварели. Рисунок может быть выполнен практически полностью в технике "по-мокрому", с добавлением нескольких линий после высыхания, только чтобы обозначить передний план и показать пространство, вот как на этом пейзаже.

А здесь - тот же принцип, но намного больше краски (не воды, а именно красящего пигмента, так много, что он начинает образовывать "горизонтали" по мере подсыхания).

...И наоборот - полупрозрачные размывки с полупрозрачными же линиями последующего рисунка...

Акварель - техника гибкая. Классика, возможно, скучна, а возможно, просто требует очень много времени для освоения и вообще для работы. Вы же вполне способны, я думаю, подобрать себе набор живописных техник, осваиваемых и применяемых быстро и с великолепным результатом. Пробуйте!

Читать еще об акварели и рисунке:

Степан Бородулин

© 2006-2007 верстка, дизайн, контент - СайтСтарт.ру

Rambler's Top100

landscape watercolors - моя новая выставка онлайн
осень в картинках, лето в картинках